Выступление Анатолия Чубайса на STS Forum 2012 в Киото, Япония
Уважаемые дамы и господа,
Спасибо за возможность выступить сегодня с этой трибуны.
Мы обсуждаем основные проблемы и вызовы, стоящие перед человечеством. В предыдущих выступлениях на этом форуме они уже были озвучены. Дефицит основных ресурсов — продовольствия, воды, энергии — становится все более критичным на фоне роста населения Земли.
Как вам известно, год назад, в октябре 2011-го, население планеты достигло 7 миллиардов человек — против 2 миллиардов в начале 20 века. Производство металлов за тот же период выросло почти до 30 миллиардов тонн против 0,6 млрд тонн в начале 20-го века.[*] Потребление энергии достигло 20 гигатонн условного топлива год против 0,2 в начале 20-го века.
В результате концентрация СО2 в атмосфере увеличилась на 50% по сравнению с началом 19 века.
Конечно, мы должны быть благодарны тем великим людям, которые в этом городе, в Киото, подписали известный Киотский протокол. Этот документ крайне важен для решения главной проблемы — предотвращения глобальной катастрофы.
Тем не менее, зададимся вопросом: решена ли проблема?
К 2025 году потребление энергии увеличится еще на 50%, а концентрация СО2 вырастет еще на 45%. Значит, проблема не решена. И суть ее такова: неограниченный рост потребления на фоне ограниченности ресурсов.
Каковы возможные пути решения? Могут ли эту проблему решить Интернет, социальные медиа, вся международная IT-индустрия? Не думаю. Что же тогда?
Давайте посмотрим вокруг. Из чего состоят все здания вокруг нас? Из трех основных материалов: металл, пластик, цемент. Мы настолько привыкли к этому, что не чувствуем, будто с этим может быть что-то не в порядке.
Когда ученым и инженерам удается увеличить КПД дизельного двигателя, скажем, на 0,2%, мы воспринимаем это как реальный прорыв. Тем не менее, этот двигатель стоит на автомобиле весом в 2000 кг, который перевозит в реальной жизни, например, 5 человек весом по 100 кг каждый.
А это означает, что эффективность автомобиля с новым дизельным двигателем составляет лишь 25%.
Если бы мы смогли получить какие-то новые материалы с улучшенными прочностными свойствами — это, несомненно, помогло бы решить проблему.
Мы сейчас находимся в здании, 90% нагрузки которого приходится на его собственную массу, и только 10% служит тем целям, для которых оно было построено.
80% нагрузки любого моста приходится на его собственную массу, и только 20% — на транспорт и пешеходов.
Это означает, что инженеры и ученые должны предложить материалы, обладающие гораздо более качественными свойствами, способными действительно изменить мир.
Как этого добиться?
В 1991 году здесь, в Японии, профессор Ииджима открыл углеродные нанотрубки. В 1996 году американский исследователь Ричард Смолли со своими коллегами были удостоены Нобелевской премии за открытие фуллерена. В 2010 году два русских профессора, работающих в Лондоне — Андрей Гейм и Константин Новоселов — получили Нобелевскую премию за открытие графена.
Эти новые углеродные наноматериалы имеют совершенно уникальные свойства. Например, углеродные нанотрубки в 20 раз прочнее стали, их электропроводность в 1000 раз выше, чем у меди, а удельный вес — в 2,4 раза меньше, чем у алюминия.
При добавлении 3% нанотрубок в алюминий его механические свойства приближаются к свойствам титана. 2% углеродных нанотрубок могут сделать пластик сверхпрочным и электропроводящим. Это означает, что при добавлении таких добавок в основные материалы — металл, пластик, цемент, — мы действительно можем изменить важнейшие свойства всего того, что в построено и спроектировано на нашей планете.
Конечно, здесь нам понадобится не только megascience, но и megabusiness-проекты: ведь мы говорим о промышленности с годовым производством не в килограммах, а в сотнях миллионов тонн.
Новые углеродные материалы — не панацея, но они могут помочь в решении главной задачи для нашей планеты.
Россия вносит свой вклад в глобальные усилия. Мы уже вложили миллионы долларов в науку и бизнес по производству углеродных нанотрубок.
У нас есть две основные задачи.
Во-первых — развитие технологий промышленного производства углеродных наноматериалов.
Во-вторых, разработка прикладных технологий применения углеродных наноматериалов для металлургии, химии и промышленности строительных материалов.
Повторю: это не панацея. Но я считаю, что углеродные наноматериалы — это тема, которая пока не привлекла к себе должного внимания.
…Вчера в ходе панельной дискуссии прозвучала замечательная фраза, которая мне очень понравилась: «действие без вИдения — это кошмар».
Эта фраза меня так вдохновила, что я решил ее развить и переиначить: «вИдение без действия — просто развлечение».
Действие — вот что нам действительно нужно. И время действовать — наступило.
Спасибо.
* Примечание Анатолия Чубайса: Иногда очень полезно пересматривать записи собственных выступлений. В текст вкралась досадная ошибка из нашей прошлогодней презентации (по хронометражу видео — 01:08). На самом деле, 30 млрд тонн — это суммарный объем выплавки стали в 20 веке, а 0,6 млрд тонн — тот же показатель за