Анатолий Чубайс — о создании инвестиционного фонда с азиатскими партнерами

Глава корпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс подписал с азиатскими партнерами документы о создании инвестиционного фонда. В интервью телеканалу «Россия 24» он рассказал о том, что это за фонд и насколько он будет доходным.

Ведущий: Продолжаем наш эфир. Сегодня Форум «Открытые инновации» продолжает свою работу. Там работает моя коллега Ирина Росcиус, сейчас я передаю ей слово. Ирина, доброе утро.

Ирина Росcиус: Доброе утро, Екатерина. Позвольте представить нашего гостя — это глава РОСНАНО Анатолий Чубайс. Анатолий Борисович, здравствуйте. Ну что, только что произошло, наверное, историческое событие. Вы подписали документ о создании инвестиционного фонда, причем с азиатскими партнерами. Расскажите поподробнее, что это за фонд и рассчитываете ли вы на его доход, гарантируемый?

Анатолий Чубайс: Ну, может быть оно и не историческое, но те не менее очень важное для нашей компании. Речь идет о том, что мы договорились с очень авторитетными азиатскими партнерами. Достаточно сказать, что один из этих партнеров из Тайваня, был создателем компании TSMC — это самый крупный в мире в микроэлектронике производитель с капитализацией за $100 млрд. А другой наш партнер — из Сингапура, у которых длинная история создания компакт-диска, создания компании Xerox и так далее и так далее. Все это наши нынешние партнеры, с которыми вместе мы сейчас, собственно, собираемся и договорились о создании венчурного фонда, трансокеанского, как он у нас называется. Для нас очень важно, что мы договорились с такими авторитетными партнерами, и, собственно говоря, мы собираемся до 1 января провести то, что называется, first closing — первое закрытие этого фонда, который будет создаваться в пропорции 50 на 50, и каждый проект которого должен иметь Russian angle — российскую компоненту в виде или центра исследовательского или в виде производства, создаваемого в России.

Ирина Росcиус: Вот Вы сказали о том, что появились тайваньские партнеры. Это была запланированная акция, потому, что, насколько мне известно, Вы планировали сотрудничать с ЕБРР, но, видимо, санкции сыграли свою роль, или, все-таки, работа шла и договоренности уже существовали до геополитической ситуации?

Анатолий Чубайс: Ну, мы действительно более трех лет вели переговоры с ЕБРР, и главное, как это бывает всегда, практически договорились о создании фонда, обо всем, о всех параметрах. Очень важное было партнерство, но в этот момент ЕБРР попал под санкции. Тема закрыта полностью, по крайней мере, на какое-то время. Ну, закрыта — значит закрыта. Мы не собираемся ждать. Мы с удовольствием готовы возобновить разговор с ЕБРР и абсолютно открыты к этому, но мы не собираемся стоять на месте. А у нас были заделы азиатские, я сам был в Тайване несколько лет назад. Вот постепенно они прорастали-прорастали, в итоге получилось то, что получилось. Мы очень рады этому. Но, понимаете, это не правильно воспринимать как способ кому то насолить ли отомстить, это не про это. У нас авторитетнейшие партнеры, и мы горды тем, что они согласились с нами сотрудничать. Точно так же мы готовы продолжать сотрудничать с ЕБРР, как только он будет готов к этому.

Ирина Росcиус: Я так понимаю, что это инвестиции, а уже по проектам Вы будете смотреть, на что будет тратить фонд, правильно?

Анатолий Чубайс: У нас уже даже есть прямые договоренности. Речь идет о том, что мы договорились расходовать его, во-первых: на робототехнику, а сейчас у робототехники такой, это такая новая мулька — предельно интересная тема в мире сейчас — это то, что называется сейчас «аддитивные технологии», то есть технологии, основанные не на отсечении лишнего от куска металла, а, наоборот, на собирание его добавки, аддитив, из мельчайших частей. Например, 3D-принтинг, когда на принтере печатается не текст, а печатается изделие готовое, объемное, их частей из мелких. Вот это базовое направление о котором мы договорились в нашем фонде.

Ирина Росcиус: Я знаю, что у РОСНАНО уже есть стратегия до 20 года. У нас здесь объявления, очень сложно друг-друг слышать. Ну, все-таки, существует стратегия до 20-го года, каковы ее основные параметры? Что хотите сделать и на что рассчитываете, не смотря на то, что все-таки экономическая ситуация сложная, геополитическая сложная. Вот те параметры, которые, что уже заверстаны, они случатся, осуществятся?

Анатолий Чубайс: Надо прямо сказать, что нынешняя экономическая ситуация конечно создает серьезные сложности. И не надо отмахиваться и говорить: «все ерунда, сейчас мы все быстренько преодолеем» — это не просто. Тем не менее, мы всерьез думаем над нашей стратегией и базовый вывод, к которому мы пришли. Стратегию, собственно, мы только что создали полгода назад до 20-го года. Итак, базовый вывод: мы не собираемся ее менять. Главная цифра, которая там была отфиксирована: 150 млрд рублей должно быть привлечено извне РОСНАНО со всего мира. Эта задача будет сохранена. Кстати говоря, подписанный сегодня фонд доказывает, что задачу решить можно. Хотя и сложнее, хотя и по-другому, хотя и не в Европе, а в Тайване и в Сингапуре, второй партнер у нас Сингапурский, но, тем не менее, задача разрешима. С другой стороны, что показывает ситуация? Что то, что бы сделали стратегию нашу в начале года, мы же очень сильно реорганизовали компанию. Мы отделили управление от активов. Многие спрашивали: «Зачем? Что там такое Чубайс выдумал что-то такое. Управляющая компания сюда, активы туда, здесь государственное, здесь негосударственное…». Вот, ребята, первое доказательство. Собственно говоря, факт подписания сегодня венчурного фонда с такими авторитетными партнерами стал возможен только потому, что они взаимодействуют с управляющей компанией РОСНАНО. Для них это понятный JP — управляющая компания. И создается «co-managment», «co-JP» с управляющей компанией. Мы сегодня убедились в том, что реорганизация РОСНАНО в рамках стратегии сделанной в начале этого года начинает срабатывать, позволяет привлекать средства, и мы сегодня, повторю еще раз, не собираемся отказываться от стратегической цели. Точно так же как мы не отказывается от географического location — России, и не отказываемся от технологического фокуса под названием нанотехнологии. И то и другое и третье у нас остается в стратегии.

Ирина Росcиус: В стратегии написано, что совместно с РОСНАНО будет создано 69,5 тысяч рабочих мест к 20 году, половина из которых это высокотехнологичные профессии. Вот очень интересно, потому, что эти профессии появляются из ниоткуда, они… действительно интересно, что же будет к 20-му году? Не только… ну и мне интересно, ну может быть даже тем же родителям, которые готовят юных специалистов к такой жизни интересной.

Анатолий Чубайс: Ну вот смотрите, наши нанотехнологии сегодня работают в самых разных отраслях привычных, с привычными названиями отраслей. Начиная там, скажем, от оптики и электроники, заканчивая металлургией. Ну, например, в Перми работает компания «Новомет». Это компания, которая занимается производством, изготовлением, поставкой погружных насосов для нефтяников. В общем, достаточно традиционная сфера, такое машиностроение для нефтяной промышленности. Но технология, которую господин Перельман, директор компании, с командой предложил, состоит в том, что производятся насосы или их наиболее ответственные части из нанодисперсного металлического порошка с последующим спеканием, и еще к тому же с нанопокрытием. В этом смысле специалисты, которые там работают, они кто? Они металлурги? Ну, наверное, да. Они машиностроители? Ну, наверное, да. Но в тоже время конечно они нанотехнологи. И мы рады тому, что наше взаимодействие с ВУЗами России, а мы взаимодействуем более чем с 40 ВУЗами России, привело к тому, что в ВУЗах возникли десятки магистерских программ по нанотехнологиям и их применению. А применение их в металлургии, машиностроении, в химии, в оптике, в оптоэлектронике, в фотонике, в фармацевтике. Очень широкий спектр к которому прибавляются нанотехнологии.

Ирина Росcиус: Кстати, ВУЗы, они быстро реагируют на все изменения, которые происходят в инновациях?

Анатолий Чубайс: Я считаю, что да. ВУЗовская система, она конечно консервативна по своему, но мы видим как МИСИС, мы видим как Политех в Питере, мы видим как ЛИТМО в Питере, я уж старое название использую, реально создают магистерские программы по нанотехнологиям. И их выпускники приходят к нам. А то что, скажем, сделал, московский ФИЗТЕХ, там вообще появилась кафедра по технологическому предпринимательству. В ФИЗТЕХе. И выпускники этой кафедры, защищая магистерскую диссертацию, они не просто доказывают свою компетенцию как физики, но они еще и одновременно представляют бизнес-проект по созданию бизнеса производящего то изделие, которое они как физики обосновывают с физической точки зрения. В этом смысле ВУЗы реагируют динамично.

Ирина Росcиус: Возвращаясь к санкциям: в прошлом году партнерами форума были европейцы. Это французы, итальянцы, их Финляндии приезжали эксперты. А вот те проекты, которые были задуманы, подписаны соглашения, они реализуются сейчас несмотря ни на что, или все-таки санкции заставили прекратить сотрудничество?

Анатолий Чубайс: Я ответил бы вам на конкретном примере: Вот здесь ,в Технополис Москва, кроме этих красивых помещениях, выставочных и телевизионщиков, буквально вот за стеной находится несколько наших крупных производственных проектов. Один из них как раз проект, подписанный с Францией, открытый во время прошлого форума в присутствии премьер-министра Франции и премьер-министра Медведева. Это такая супер-современная микроэлектроника. Производство магниторезистивной памяти. Производится 350-миллиметровый диск на совершенно новой принципиальной основе. Вместо классической электромагнитной здесь магнитная технология. Чистая комната уникальная и пущенное производство. Оно развивается. Мы пустили его год назад на прошлом форуме. На сегодняшний день мы расширили линию, мы выходим на освоение производственных мощностей, мы получили дополнительные инвестиции, частные, обращу внимание, господина Генералова в этот проект, и он развивается, мы не собираемся его останавливать. В этом смысле, еще раз повторю, появление азиатской компоненты, а она, конечно, появилась, это конечно новое, по крайней мере у нас, но оно не является способом кому то навредить или даже идеей «там закроем, а здесь откроем», нет. Мир разнообразен, он сложен, не надо терять ни одной возможности, ни западное, ни восточное.

Ирина Росcиус: Спасибо Вам огромное.

Анатолий Чубайс: Спасибо.

Ирина Росcиус: И напомню, что гостем нашей студии на Форуме «Открытые инновации» был глава РОСНАНО Анатолий Чубайс.

Источник: Россия 24 , 15 октября 2014
Поделиться
Rss-канал